Дорожные катки по классификации

Home » Статьи » Классификация дорожных катков

Статьи

Классификация дорожных катков

Дорожные катки – отдельный вид спецтехники, которая активно используется во время строительства или ремонта дорог. Предназначаются для уплотнения определенные слоев дорожного покрытия. Используются дорожные катки и для уплотнения основания под тротуарной плиткой или бетонной стяжкой. Современные дорожные катки имеют самую разнообразную форму и принцип действия. Все их можно классифицировать по определенным критериям.

Базовые отличия дорогоукладочных машин

Выбор катка, как и прочей специализированной техники, строится на потенциальной области его применения. Одним из важных факторов выступает толщина полотна транспортной магистрали. Соответственно, дорожные катки классифицируются по ряду параметров:

  • величина нагрузки на грунт;
  • тип воздействия;
  • конструкция и количество вальцов;
  • способ передвижения.

Каждый из перечисленных критериев обладает собственной сортировкой машин на дополнительные подгруппы. В частности, первые два параметра определяют способ и степень уплотнения обрабатываемого материала.

Сила и способ воздействия на покрытие магистрали

Сочетание представленных параметров определяет область применения дорожного катка относительно толщины уплотняемого материала. Во-первых, существуют три весовые категории машин:

  • Легкие катки. К этому классу относятся модели весом до 5 тонн, мощность двигателя которых не превышает 20 кВт. Нагрузка на грунт легких машин ограничена значением 40 кН/м.
  • Средняя техника. Данная весовая категория расположена в интервале 6 – 10 тонн. Катки оснащены двигателями 20 – 30 кВт, способны оказывать давление 40 – 60 кН на метр площади.
  • Тяжелые агрегаты. Вес массивных конструкций превышает 10 тонн. Машина приводится в движение мощным (свыше 30 кВт) двигателем. Нагрузка на дорожное покрытие у аппарата составляет 60 кН/м и более.

Во-вторых, современные катки используют два вида воздействия на грунт: статическое давление и вибрационные колебания. В первом случае уплотнение материала происходит непосредственно под силой тяжести рабочего органа машины.

Преимущество техники, использующей вибрацию

Основная масса современных моделей дорожных катков оснащена вибрационными вальцами. Машина может иметь несколько функциональных органов, совершающих колебательные движения. Использование техники, оснащенной вибровозбудителями, повышает производительность дорожных катков на 50 – 80%. Такой резкий рост достигается вследствие снижения числа проходов машины по уплотняемому полотну. Альтернативно, модели с вибрационными вальцами способны обрабатывать более толстые слои материала, при прочих идентичных параметрах.

Классификация по конструкции рабочего органа

Дорожные катки, выпускаемые ведущими зарубежными производителями, дополнительно отличаются конфигурацией вальцов. Гладкие цилиндрические конструкции – далеко не единственный вариант рабочего органа машины. Классическую разновидность дополняют следующие конфигурации вальцов:

  • Сегментные. Стандартный гладкий барабан имеет сегменты на ободе.
  • Кулачковые. Поверхность функционального органа обустроена специальными выступами.
  • Компакторные. Этот барабан схож с кулачковой моделью. Отличается компакторный валец сниженной модификацией поверхности. Кулачки наварены реже, их размеры – меньше.
  • Решетчатые. Представляют альтернативный способ модификации поверхности. На гладкий барабан прикрепляются решетки из стальных прутьев или профилей.
  • Наборные. В данной конфигурации роль рабочего узла исполняют пневматические шины. Они набраны на колесную ось и применяются для работы со смесями на базе битума или асфальтобетона.

Отдельную разновидность вальцов составляют специальные конструкции. Они применяются крайне редко и реализованы в форме многоугольных дисков, комбинированных конструкций.

Классификация по количеству барабанов

Число рабочих органов дорожного катка представляет еще один предмет сортировки машин. Максимальное количество барабанов на единице специализированной техники – 3. Важно отметить, что катки с несколькими рабочими органами могут иметь двух- или трехосную конфигурацию. При этом, ведущими могут оказаться все барабаны, а также только один или пара.

Виды рабочих приспособлений

Выделяют данную спецтехнику по числу осей, виду рабочего органа, методу работы и передвижения, числу вальцов.

По типу рабочего органа выделяют: с гладкими вальцами, решетчатые, ребристые, кулачковые, пластинчатые, пневмоколесные.

Гладковальцовые

Характеристики дорожных катков

Данный тип характеризуется тем, что металлические цилиндры обладают гладкой поверхностью. Используются для уплотнения асфальтового слоя и асфальтобетонного.

Кулачковые

Характеристики дорожных катков

Вальцы обладают цилиндрической формой. Главное отличие от гладких – наличие выступов, которые называют кулачками. Отсюда и пошло название. Кулачковые дорожные катки незаменимы во время работ по уплотнению рыхлых грунтов, при их толщине не более 30 см. Наличие кулачков способствует легкому вхождению в грунт в начале уплотнения.

Решетчатые

Характеристики дорожных катков

Сверху гладкой поверхности вальцы оснащены металлической решеткой. Находят применение в уплотнении комковых грунтов, содержащих твердые элементы. Наибольший эффект трамбования таких грунтов получается непрерывным дроблением, благодаря металлической решетке.

Пластинчатые

Данный тип дорожного катка на ободе вальца имеет шарнирно закрепленные башмаки. Используются для послойного трамбования грунтов в насыпях.

Ребристые

На ободе вальца данный вид катка имеет ребра. Как в предыдущем случае используется для послойного трамбования грунтов.

Пневмоколесные

Каток дорожный оснащен несколькими пневматическими колесами. Применимы для уплотнения асфальтового покрытия и асфальтобетонного.

Условный объект классификации

К таковому можно отнести б/у технику. Популярность дорожных катков, прошедших цикл эксплуатации в Европе, достаточно высока на Украине. Она подтверждается весомой мотивацией:

  • низкая стоимость – цена на технику б/у нередко падает в 2 раза;
  • надежность – несмотря на имеющийся ресурс моточасов, импортные катки характеризуются качественным исполнением, существенно снижающим вероятность поломки;
  • бережная прежняя эксплуатация, гарантией чему выступает менталитет европейцев.

Электронный каталог торгового портала ООО «БФ-Логистик» предоставит исчерпывающую информацию по каждой единице товара. Описание катков сопровождают технические характеристики и условия прежней эксплуатации. Отсутствующие нюансы заполнит профессиональная консультация мастеров компании.

Масса и размер

По этим показателям машины подразделяются на 3 типа:

  • легкие. Техника этого класса весит не более 6 тонн, а распределяемая нагрузка не превышает 40 кН/м;
  • средние. Весят 6-10 тонн, показатель распределяемой нагрузки составляет 40-60 кН/м. Мощность силовых агрегатов, которыми комплектуется спецтехника среднего класса, – 20-30 кВт;
  • тяжелые. Это машины, оборудованные моторами высокой мощности (более 30 кВт). Распределяемая ими нагрузка превышает 60 кН/м.

Легкие катки нашли применение при строительстве тротуаров, а также площадок, не рассчитанных на большие нагрузки. Такую технику используют и при строительстве других дорожных объектов в целях предварительного уплотнения покрытия. С помощью техники второго типа уплотняют покрытие разных дорог. Третьи подходят для уплотнения покрытий любого типа – асфальтного или асфальтобетонного, а также слоев щебня и гравия.

Способ передвижения

Наиболее распространены автономные дорожные катки. Эти машины оснащены двигателем и передвигаются самостоятельно. Максимальная скорость самоходного катка достигает 14 км/ч.

Прицепной дорожный каток – это конструкция, состоящая из трех базовых элементов:

  • металлической рамы;
  • цилиндрического вальца;
  • тягача.

Эта разновидность техники сейчас используется чрезвычайно редко в силу низкой маневренности. Дополнительно, прицепные машины сильно уступают самоходным дорожным каткам в производительности.

Тип рабочего органа

Вальцы – рабочий орган любого катка – бывают следующих видов:

  • гладкие. Оборудование представляет собой металлические цилиндры с гладкой поверхностью. Машины с такими вальцами уплотняют асфальт и асфальтобетон;
  • кулачковые. Вальцы также имеют цилиндрическую форму, но, в отличие от гладких, на их поверхности имеются выступы, так называемые кулачки. Катки с такими вальцами применяют для уплотнения грунта, отсюда их второе название – грунтовые;
  • решетчатые. С их помощью также укатывают грунт. Основание оборудования гладкое, сверху находится металлическая решетка;
  • пневматические. В состав таких рабочих органов входят несколько пневмоколес. С помощью таких вальцов уплотняют асфальтовое/асфальтобетонное дорожное покрытие;
  • компакторные. Внешне такие вальцы очень напоминают кулачковые. Отличие дорожных катков такого типа состоит в том, что их вальцы уступают кулачковым по ширине и имеют значительно меньшее число кулачков;
  • сегментные. Представляют собой тип гладких вальцов, на ободе которых расположены особые сегменты.

Отдельно следует упомянуть специальные вальцы. Их изготавливают только на заказ, когда требуется выполнить определенные работы по неопробованным технологиям. Такое оборудование сочетает конструктивные особенности сразу нескольких типов вальцов.

Классификация дорожных катков

По назначению

Выделяют два типа:

  • Грунтовые – подходят для стабилизации грунтовых (песчаных, глинистых, скальных) оснований.
  • Асфальтовые – незаменимы при выравнивании горячих (исключением будут литые) или холодных смесей при асфальтировании.

По массе

Катки бывают:

  • Легкие – масса катка не более 4 тонн, целесообразно применять на небольших площадках (асфальтирование паркингов, автостоянок, спортивных площадок и т.д.), где нет большого объема работ. Могут быть задействованы и при ямочном ремонте дорог.
  • Тяжелые, их масса более 4 тонн – применение находят в период строительства дорог, текущем ремонте или капитальном. Популярны при повышенных требованиях к уровню уплотнения грунтовых покрытий или асфальтированных, где требуется большой объем работ.

По типу рабочего органа

Внимание! У всех дорожных катков рабочей частью являются вальцы.

Выделяют:

  • гладковальцовые;
  • решетчатый;
  • комбинированные;
  • кулачковые;
  • пневмоколесные.

По принципу действия

  • Статические – уплотнение осуществляется, благодаря собственному весу техники и имеющихся дополнительных балластов (изделия из металла и бетона). Целесообразно применение в тех местах, где вибрационные механизмы не могут быть использованы в работе (мосты, жилые постройки, путепроводы).
  • Вибрационные – помимо массы самой техники, давление на поверхность осуществляется путем динамической линейной нагрузки, появляющейся за счет вибрации вальца. Применяются для стабилизации, выравнивания и уплотнения грунтовых оснований и асфальтобетонных, сокращая нужное число проходов в 1,5-2 раза. Среди основных факторов, влияющих на скорость и качество работы, выделяют диапазон и периодичность вибрации вальца.

По количеству вальцов

  • Одновальцовые. Каток снабжен одной осью, имеет сзади пневматические шину. Строительные работы не обходятся без данного вида катка. Также он используется во время подготовки территории для тротуара, фундамента, незаменим для дорожного строительства. Одновальцовый каток идеально подходит, когда нужно произвести небольшие уплотнения. Машина полезна для оценки ровности поверхности. Наличие большого стального барабана на оси может быть причиной затруднения переезда через препятствия.
  • Двухвальцовые. Машина имеет два стальных барабана, один находится спереди, другой расположен сзади. Именно они отвечают за движение вальцов вперед и назад. На некоторых поверхностях вальцы не обеспечивают нужного сцепления, поэтому чаще применим для уплотнения асфальта. Из-за отсутствия шин и колес машина менее маневренная в сравнении с одноосной. Однако машина необходима для уплотнения грунта и других базовых покрытий.
  • Трехвальцовые. В наличие сразу три вальца, находящихся на равном расстоянии друг от друга или два в тандеме, а третий расположен отдельно.

По способу передвижения

  • Ручной (статистический/вибрационный) – оснащен гладким металлическим вальцом, ширина которого доходит до 1 м. Применяется при асфальтировании небольших территорий (пешеходные дорожки и велосипедные, парковые территории, игровые площадки и т.д.).
  • Прицепной (статистический/вибрационный) – оснащен одним гладким вальцом или кулачковым, работает совместно с базовым трактором и востребован при послойном уплотнении ровных грунтовых оснований.
  • Самоходный – обладает двигателем и трансмиссией.

Внимание! Поскольку самоходные катки более удобны для работы, прицепные уже практически не встречаются.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий